ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ

На протяжении многих лет, с 1947 года, в СССР существовала только одна астрономическая олимпиада - Московская. Ее участниками, победителями, а потом и организаторами, членами жюри были многие известные астрономы СССР и России. Некоторые из них стояли и у истоков Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, история которой начинается в 1994 году, когда с инициативой провести у себя в подобную олимпиаду выступил город Ярославль.

Учредителями первой олимпиады стали Министерство образования Российской Федерации, Евро-Азиатское Астрономическое общество, Государственный астрономический институт им. П.К.Штернберга, Московский городской дворец творчества детей и юношества, Ногинский научный центр РАН, Московский научно-технический центр «Космофлот» и Ярославский городской научно-педагогический центр. Таким образом, астрономия стала восьмым предметом в единой системе общероссийских олимпиад (вместе с математикой, физикой, химией, биологией, информатикой, географией и экологией).

В первый год многие края, области, республики не успели провести свои региональные олимпиады и направить команды на заключительный этап, который прошел с 16 по 20 мая в Ярославле. В этот старинный русский город, известный своими давними астрономическими традициями, съехалось более шестидесяти участников - школьников 7-11-х классов из тринадцати регионов России. В Ярославском планетарии, прямо под звездами, состоялось открытие олимпиады, в следующие два дня были проведены теоретический и творческий туры.

С тех пор Заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии проводится ежегодно весной. Как правило, первым проводится теоретический тур олимпиады, на котором школьникам обычно предлагается по 6 задач на 4 часа (лишь на второй олимпиаде было предложено по 5 задач, а на их решение отводилось 3.5 часа, с 2007 года продолжительность туров увеличено до 5 часов). На первых двух олимпиадах участники заключительного этапа соревновались в двух возрастных категориях: 8-9-е классы (в эту группу включаются также приезжающие порой семиклассники) и 10-11-е классы. Начиная с третьей олимпиады, 10-е и 11-е классы были разделены, а также увеличено представительство территорий.

С 1996 по 2003 год каждая область, край, республика, Москва и Санкт-Петербург могла направить на заключительный этап олимпиады двух 11-классников, двух десятиклассников и четырех участников по 8-9-м классам (плюс дополнительно дипломантов I-II степени заключительного этапа предыдущей олимпиады). Города и районы России, проводившие у себя астрономические олимпиады, по согласованию с Координационным советом могли представлять свою область на заключительном этапе, если область не посылала команду на заключительный этап. Было возможно также участие команд из других стран. С 2004 года каждый регион направляет участников на заключительный этап согласно квоте, своей для каждого субъекта Российской Федерации. С 2009 года, после утверждения нового Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, отбор на заключительный этап производится по единому рейтингу участников, составленному по итогам регионального этапа олимпиады.

Специальная программа организуется для руководителей, которые привозят своих школьников на олимпиаду. Как правило, руководители - это те энтузиасты преподавания астрономии, которые являются инициаторами и основными организаторами работы в своих областях и городах. Во многих местах очень трудно найти новую астрономическую литературу, узнать свежие астрономические новости. Приезд на олимпиаду для многих руководителей - это реальная возможность получить новую информацию как от ученых-астрономов, работающих в жюри, так и друг от друга. Не случайно, что руководители, несколько раз привозившие школьников на олимпиады, почувствовали необходимость более тесного сотрудничества и стали инициаторами образования Ассоциации учителей астрономии.

К сожалению, расписание первых трех Российских астрономических олимпиад было очень сжатым. И эта сжатость не позволила выполнить все пожелания участников олимпиады - провести нормальные беседы жюри со школьниками, ответить на все их многочисленные вопросы, познакомить с астрономическими новостями. А ведь это то, ради чего, собственно, и должна проводиться олимпиада. В частности, некоторые ребята привозят с собой также доклады, которые обычно представляют на школьных научных конференциях, и хотят подробно обсудить результаты своих исследовательских работ с членами жюри. Ежегодные замечания реальных организаторов олимпиад дали результат: с 1997 года время на проведение олимпиад было увеличено до 5-6 дней.

Олимпиада стала крупнейшим в России форумом для увлеченных астрономией детей и их наставников, местом не только соревнования, но и научно-популярных лекций, обмена опытом и широкой культурной программы. В этом отношении необходимо отметить прекрасно организованные заключительные этапы Всероссийской олимпиады с 2006 по 2012 годы (Саранск, Новороссийск, Анапа, Орел). Начиная с 2006 года, количество участников заключительного этапа и представляемых ими регионов непрерывно увеличивается. На заключительный этап олимпиады по астрономии 2012 года в город Орел приехали 156 школьников из 46 регионов Российской Федерации.

Задания Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, особенно на заключительном этапе, часто бывают связаны с последними достижениями астрономической науки, явлениями, наблюдаемыми на небе в текущий год. К примеру, на олимпиаде 2012 года было несколько заданий о прохождении Венеры по диску Солнца, которое состоялось вскоре после олимпиады, 6 июня 2012 года, а далее не будет видно на Земле более 100 лет, до 2117 года. Заключительный этап олимпиады 2011 года был посвящен знаменательной дате - 50-летию первого полета человека в космос. Все задания олимпиады были связаны с реальными или будущими космическими экспедициями, полетами межпланетных аппаратов.

Хочется надеяться, что астрономическая олимпиада и в дальнейшем будет развиваться, привлекая все больше участников из различных регионов России.

 

JoomShaper