ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ

Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку систематически (раз в год) проводятся с 1996 года. Традиционно местом их проведения становятся старинные русские города. Первая Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку прошла в старинном русском городе Курске. С каждым годом увеличивается число участников олимпиады, а также число ее победителей и призеров.

В течение десяти лет шли поиски оптимальной формы проведения олимпиады, несколько раз предпринимались попытки помимо письменной речи оценить устную речь учащихся (устное монологическое высказывание на 2-й олимпиаде, умение аргументировано спорить - на 3-й олимпиаде, позже - проводили конкурс «Юный златоуст»). На десятой Олимпиаде впервые был значительно изменен формат ее проведения: впервые помимо письменного тура был введен и устный тур.

До 2008 года заключительный этап олимпиады состоял из двух туров:

первый тур - письменный. Предполагал выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка и проявлением творческих способностей, включал в себя блок заданий по истории и современному состоянию языка, а также перевод древнерусского текста и написание эссе;
второй тур - устный. Проверял «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему». Победители и призёры олимпиады определялись раздельно среди участников - учащихся 9, 10, 11 классов.
В 2009 году структура заключительного этапа изменилась. Все задания требовали исключительно письменного выполнения, первый тур олимпиады проводился в течение одного дня, а не двух, как ранее. Среди участников из 10-х и 11-х классов проводился общий конкурс. В регламент олимпиады была введена процедура апелляции по результатам проверки заданий, сформирована апелляционная комиссия. Тем не менее, было сохранено существовавшее ранее положение о том, что участники не «отсеиваются» по результатам I тура.

Существуют и дополнительные конкурсы, не связанные с основным состязанием - конкурс знатоков русского языка, проводимый в два тура, и конкурс поэтов (в 2009 году проведён не был, однако состоялся конкурс чтецов); конкурс на лучшую защиту реферата. Школьники участвуют в указанных конкурсах по желанию, их итоги не влияют на результаты олимпиады.

Помимо участия в названных конкурсах, для школьников традиционно организуется экскурсионная программа, для сопровождающих проводятся круглые столы. Также производится разбор заданий олимпиады с разъяснением критериев оценки и представлением верных вариантов выполнения заданий.

Для того чтобы объективно оценить работы участников олимпиады, методическая комиссия ежегодно проводит работу по коррекции ранее разработанной критериальной базы.

 

JoomShaper