Памятка
ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ
Право, будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, создает уникальные возможности для решения современных образовательных задач. Оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. В частности, изучение правового материала создает условия для развития и самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе норм и конструктивных моделей поведения, формирования активной жизненной позиции, умения принимать самостоятельные решения, нести ответственность за себя и свои действия.
В 2001-2002 году РФПР при поддержке Министерства образования Российской Федерации возобновил проведение Всероссийских олимпиад школьников по праву.
С 2003 годов Всероссийская олимпиада школьников по праву имеет официальный статус и проводится в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации.
Всероссийская олимпиада школьников по праву - шаг к повышению уровня гражданского самосознания, формированию активной жизненной позиции молодежи, её правовой культуры. Олимпиада проводится не только для того, чтобы каждый мог в полной мере раскрыть свой таланты и способности в изучении права, сделать правильный выбор жизненного пути, - правовые знания пригодятся любому школьнику независимо от того, какую профессию он выберет в будущем.
Участникам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву предлагается несколько типов заданий. В качестве заданий первого тура участникам предлагается решить тесты закрытого типа, в которых они должны выбрать один или несколько правильных вариантов ответа из предложенных. Например:
Семейное законодательство согласно Конституции РФ находится:
А. в исключительном ведении РФ;
Б. в ведении субъектов РФ;
В. в совместном ведении РФ и субъектов РФ;
Г. в ведении органов местного самоуправления.
Во втором туре участникам предлагаются задания открытого типа, которые включают в себя:
Решение задач, например:
Решите следующую задачу:
Представитель компании ООО «Завод Рубин» Андрей Григорин подал иск к Банку о расторжении кредитного договора в Арбитражный суд Тверской области по месту нахождения ООО «Завод Рубин» в г. Твери. Представитель Банка в суде утверждал, что дело подсудно Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате, согласно условию о подсудности в кредитном договоре. На что Андрей, будучи выпускником Юрфака Института Физкультуры, заметил что иски о расторжении кредитных договоров подаются по месту нахождения заемщика.
Кто прав сложившейся ситуации? Ответ обоснуйте.
Задания на установление соответствия терминов, например:
Установите соответствие:
1. Финансовая аренда
2. Субъект права удержания
3. Хранение спорной вещи третьим лицом
4. Поручитель по векселю
А. Ретентор
Б. Секвестр
В. Авалист
Г. Лизинг
Перевод латинских выражений, например:
Переведите выражение «Ratio est anima legis».
Расшифровку аббревиатур, например:
Расшифруйте аббревиатуру ФСФР РФ.
Раскрытие содержания юридических терминов, например:
Раскройте содержание термина «завещание».
Заполнение пропущенных слов в предложениях, например:
Дополните предложение:
Свидетель при неявке в судебное заседание без ______________ _____________ по вторичному вызову может быть подвергнут __________ ____________.
При оценивании заданий второго тура оценивается понимание сущности поставленного вопроса. Оцениваются краткий ответ (например: Кто прав в сложившейся ситуации? или Какое решение должен принять суд?), а также правовое обоснование данного ответа.
По результатам проведения двух туров членами жюри проводится подробный разбор заданий для участников, на котором анализируются типичные ошибки и раскрываются критерии оценивания заданий.
Также проводится апелляция, на которой участникам нередко удается убедить членов жюри в своей правоте, поскольку в юриспруденции все относительно.
В ходе третьего тура, который проводится только для школьников 11-го класса, участники готовят устное выступление по выбранной тематике и затем презентуют его остальным участникам и членам жюри. Например, участникам предлагалось порассуждать по поводу изречения Платона «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью». Как правило, в качестве тем эссе предлагаются темы, касающиеся роли права в жизни общества.
Статус олимпиады дает право победителям заключительного этапа быть зачисленными в высшие учебные заведения без вступительных испытаний. Для предоставления такого права победителям предметных олимпиад в Закон об образовании была внесена специальная поправка.