ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ

Всероссийская олимпиада школьников по Искусству (МХК) ежегодно проводится с 2010 года по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основными целями Олимпиады являются:

содействие художественно-эстетическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию учащихся, формированию у них российской идентичности;
стимулирование интереса учащихся к изучению искусства (мировой художественной культуры);
пропаганда искусствоведческих и культурологических знаний.
Задачами Олимпиады являются:

создание условий для эмоционально-образного и интеллектуального развития, поддержки одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования;
проведение анализа уровня подготовленности учащихся по мировой художественной культуре;
содействие обмену опытом работы с одаренными детьми между педагогами России.
Первый год был экспериментальным. В проведении Олимпиады участвовали не все регионы. Но, тем не менее, в заключительном этапе Олимпиады приняло участие 127 человек, среди которых не было не справившихся с заданиями.

Заключительный этап первой Олимпиады по МХК проходил 12 апреля 2011 года - в день 50-летия первого полета человека в космос - в Смоленске - на родной земле первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Первое задание заключительного этапа было связано с художественным оформлением памятной марки в честь этого события. Победителю в выполнении этого задания - Анне Кириленко, ученице гимназии №6 г.Мурманска, была вручена Грамота Академии космонавтики с портретом Гагарина и автографом Президента Академии.

Абсолютным лидером Олимпиады стала десятиклассница Дарья Кожанова (Ярославль). Ее отрыв от остальной группы победителей составил несколько десятков очков. Она вошла в состав победителей и на Олимпиаде 2011-2012 года. В группу победителей первого олимпиадного 2010-2011 года вошли Алсу Акметдинова, Владимир Абинякин, Александр Евстафьев, Анна Пронина, Алсу Рахимова, Юлия Кротова, Алевтина Стаценко, Валентина Тамбовцева, Ирина Галкина.

По итогам Олимпиады было выявлено 34 призера.

Заключительный этап Второй Олимпиады по МХК прошел в Великом Новгороде. Сквозной темой, объединяющей несколько заданий, стало отражение в искусстве войны 1812 года. Пять участников Олимпиады, давшие самые яркие ответы на эти задания, получили специальные призы от Музея Бородинской битвы и грамоты, подписанные директором музея и внучкой М.И. Кутузова в 4 колене Ю.М. Хитрово.

Выполнение заданий на заключительном этапе проходит в два тура. Заданием второго тура Олимпиады 2010-2011 года было создание главы учебного пособия об эпохе Возрождения на основе данных материалов. С помощью ножниц и клея участники систематизировали, комментировали, обыгрывали предоставленные материалы, объединяя их по странам, авторам, видам искусства, проблематике.

На втором туре Олимпиады 2011-2012 года участникам было предложено также с опорой на предоставленный материал составить маршрут преображающего путешествия, в который можно было включить как существующие, так и вымышленные арт-объекты. Характер задания позволил выявить знания участников, их умение чувствовать воздействие арт-пространства, а также давал возможность проявить творческие способности.

В дни заключительного этапа Олимпиады был проведен круглый стол о проблемах преподавания МХК в школе, в котором приняли участие организаторы Олимпиады и педагоги, сопровождающие участников. Состоялся обмен мнениями о принципах преподавания МХК. Были высказаны опасения о возможности потерпи перспектив развития достигнутых результатов в условиях сокращения часов на преподавание базовых дисциплин. Ставился вопрос о способах подготовки учащихся к участию в Олимпиаде.

Центральная предметно-методическая комиссия видит ближайшие задачи в выстраивании преемственности логики построения и усложнения олимпиадных заданий от школьного этапа до заключительного и в разработке методических рекомендаций по подготовке школьников к участию в Олимпиаде.

 

JoomShaper