ИСТОРИЯ ОЛИМПИАДЫ

В век современных информационных технологий, глубоких изменений в социальной и экономической жизни общества возрастает роль гуманитарного развития человека, повышается роль предметов эстетического цикла в школьном образовании, и в первую очередь литературы. Школьникам необходимо не просто знакомиться с шедеврами прошлого, с достижениями искусства слова сегодняшнего дня, но и иметь собственное суждение о предмете, уметь выразить его в устном и письменном виде.

Владение выразительной речью нужно не только писателям, журналистам, учителям, то есть людям, профессионально связанным со словом, но и каждому культурному человеку. Развитие личности - это необходимая предпосылка решения всех социальных и экономических задач, оно невозможно без умения высказать свои мысли и чувства.

Свобода письменного выражения мыслей - одно из самых трудных умений. В Древней Руси говорили: «Мнится, писать - легкое дело, пишут два перста, а болит все тело». Сформировать это умение можно с помощью упорного труда, привлечения ребят к самым разнообразным формам литературного творчества.

Русская литература всегда служила делу возвышения человека в человеке. Поэтому особое внимание в современной школе уделяется содержанию и организации работы по литературе, разрабатываемой на основе принципов, ориентирующих учителей не только на достижение учебной цели, но и на воспитание любви к изящной словесности, раскрытию ее роли в культуре, науке, производстве; на развитие мышления, умения обобщать, абстрагироваться, на расширение общего кругозора учащихся, на формирование практических навыков и представлений об основных понятиях литературы как социально-культурного явления и как вида искусства.

Все более широкое распространение приобретают такие формы организации работы с детьми, как олимпиады; они призваны решать задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения, формированием активной личности, творческих способностей учащихся.

Олимпиада по литературе как форма массовой внеклассной работы сложилась давно, проверена временем и завоевывает в наше время все большее признание. Такие соревнования давно перешагнули порог школы. Их проводят органы управления образованием, кафедры литературы и культуры разных вузов страны.

Олимпиада - это конкурс на лучшую творческую работу. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать новое. Старшеклассники, избравшие будущей профессией филологию или связанные с ней профессии, подходят к олимпиаде как к будущему не столько учебному, сколько жизненному экзамену, особенно в контексте современных процессов модернизации, когда победа на олимпиаде становится тождественной успешному вступительному экзамену в выбранный ВУЗ.

Для учителей олимпиада - тоже проверка: научили ли они своих питомцев чувствовать слово, сопереживать героям, понимать перипетии художественного произведения, основы его построения, неповторимость манеры того или иного художника слова; сумеют ли ученики творчески применить полученные знания, обнаружат ли умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Олимпиады по литературе в масштабах Российской Федерации начали проводиться с 1995 года. Всероссийская олимпиада школьников по литературе сразу была замечена, получила многочисленные, и не просто положительные, а даже похвальные, отклики в специальных и массовых изданиях. С редким единодушием писали, что она действительно удалась. И поэтому каждый, кому были небезразличны ее итоги, видел в ней осуществление своих ранее сложившихся представлений о литературном образовании.

Кому-то она представляется как реализация извечной мечты о приобщении детей к чтению и воспитании юного читателя. Другим кажется важным, что дети показали свои способности видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве и восхищаться ею. Олимпиада состоялась, и это стало свидетельством культурного знаменательного события, причем не только педагогического и не просто литературного. Привлекательна в ребятах-участниках преданность родной литературе, которую не вытравили всевозможные «достижения» нашей повседневности: безоговорочность экономических приоритетов, всепроникающий дух неуправляемого дикого рынка в той самой реально окружающей нас действительности.

После напряженных конкурсных туров в кулуарах олимпиады можно было вести неторопливые беседы о жизни и творчестве любимого писателя, о поэтике и стилистике, выразительности родного языка и системах русского стихосложения, - как известно, в мире литературы нет ничего вторичного, малозначимого. Содержание заданий до самого начала конкурса оставалось загадкой, волновало участников, интриговало взрослых. При несомненной их необычности, задания решали многие вечные и непреходящие вопросы методики. В самих конкурсных заданиях заложены и нетрадиционные подходы к программам, к проверке и оценке знаний по литературе, литературной образованности и развитию, к разрабатываемым стандартам.

За это время в олимпиадном движении были освоены прозаические произведения как признанных мастеров, так и малоизвестных писателей 1-й половины ХIХ века (А.Бестужева-Марлинского, Е.Баратынского, Н.Карамзина, А.Погорельского, А.Пушкина и др.), произведения И.Бунина, А.Чехова, И.Шмелева, В.Вересаева, Ф.Сологуба, Л.Андреева, В.Набокова, Л.Леонова и др. Стихотворные тексты многих известных поэтов предлагались участникам олимпиады для анализа (А.Пушкин, В.Жуковский, М.Лермонтов, П.Вяземский, Е.Баратынский, А.Дельвиг, А.Фет, Ф.Тютчев, И.Тургенев, И.Анненский, И.Бунин, К.Фофанов, В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Бродский, Б.Пастернак, Н.Рубцов и др.).

Постоянно возрастает уровень знаний участников олимпиады и их интерес к ней. Значительный прогресс наблюдается в подготовке участников олимпиады к выполнению заданий третьего тура, из области теории и истории литературы. Школьники прекрасно знают понятия из разделов стилистики, поэтики и умело ими оперируют.

Сложился творческий контакт между членами жюри и руководителями команд. В сущности, возникла общность ветеранов олимпиадного движения.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе ежегодно проводится по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации и является наиболее представительным и авторитетным форумом творческой и инициативной молодежи, обучающейся в общеобразовательных учреждениях России.

Основными целями и задачами Олимпиады являются пропаганда литературы как искусства слова, литературоведческой науки и литературного образования; развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; оценка знаний школьников, увлекающихся литературой; выявление, поддержка и поощрение литературно одаренных детей, в том числе предоставление им льгот при поступлении в ВУЗы по профильной специальности.

Заключительный этап Олимпиады по литературе проводится в три тура. Задания всех трех туров проверяют знания учащимися русской литературы и выполняются письменно. Олимпиада проводится для каждой из возрастных параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов.

Первый тур предусматривает комплексный анализ прозаического (эпического или драматургического) произведения одного из русских писателей. Второй тур предусматривает сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур предполагает выполнение нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре.

Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады определяются по результатам набранных баллов за выполнение заданий на всех турах Олимпиады. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение каждого задания на всех турах Олимпиады.

В 2011 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводился 25-30 апреля в г. Белгороде.

В 2012 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводился 24-30 марта в г. Химки Московской области.

В 2013 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводился 6-12 апреля в г. Москве.

 

JoomShaper